Соблюдение и реализация гарантированных конституционных прав участников уголовного судопроизводства и обеспечение их законности

Жаңалықты бөлісіңіз:

Десять лет ни одной информационной системой не велось точного учета жалоб участников и лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса.

Так, основной проблемой было отсутствие регламентации в действующем законодательстве учета жалоб на действия (бездействие) и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, начальника следственного отдела, начальника органа дознания, прокурора.

Статьей 105 УПК определен порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, начальника следственного отдела, начальника органа дознания, прокурора, поданных лицами, защищающими свои или представляемые права и интересы анная норма имеется с 2014 года с момента принятия УПК).

В соответствии с п.38) ст.7 УПКпроцессуальные решения – акты органов, ведущих уголовный процесс, вынесенные в связи с осуществлением производства по уголовному делу.

То есть, по результатам рассмотрения таких жалоб принимается процессуальное решение, а именно акт органа об удовлетворении, отказе в удовлетворении либо частичном удовлетворении жалобы.

Согласно п.56 Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований (утвержденных приказом ГП РК от 19.09.2014г. №89) сведения о регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовном правонарушении, о процессуальных решениях, подлежащих согласованию или утверждению, а также электронные шаблоны процессуальных решений и действий вводятся в ЕРДР незамедлительно.

Поэтому данные решения должны быть внесены в информационную систему ЕРДР и отражаться в дереве процессуальных решений.

Ранее из-за отсутствия учета допускались многочисленные нарушения сроков и порядка рассмотрения жалоб в порядке ст.105 УПК.

Это негативно отражалось на соблюдении прав заявителей, что привело к снижению доверия граждан к правоохранительным органам.

Кроме того отсутствовала возможность сбора и обработки аналитической информации о характере этих жалоб, что в последующем препятствовало оперативно анализировать причины обращений.

После неоднократных обсуждений с 2023 года, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам начаты работы по устранению разногласия в работе системы и нормотворчества.

Так, решением данного недочета стал запуск Комитетом пилотного апробирования функционала по учету и рассмотрению жалоб, поступающих в порядке ст.105 УПК в ЕРДР.

В 2023 году были подписаны совместные межведомственные приказы между прокуратурой и органами уголовного преследования (ГП, МВД, АПК, АФМ).

В 2024 году разработана и утверждена форма отчета №1-ЖУ «О результатах рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу»

Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года внесены изменения и дополнения в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 89 «Об утверждении Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований».

Теперь участникам уголовного процесса с момента приобретения процессуального статуса через «Публичный сектор» ЕРДР смогут подавать жалобы данной категории именно в системе.

При поступлении жалобы участника уголовного процесса на решения и действия (бездействия) лица, осуществляющего досудебное расследование, начальника следственного отдела, начальника органа дознания и прокурора посредством публичного сектора, нарочно, по общедоступным информационным системам или посредством информационной системы «E-Otinish», Форма №1-ЖУ заполняется сотрудниками (работниками) канцелярии правоохранительных органов.

То есть при поступлении жалоб по каналам других информационных систем работники канцелярии должны определить, отфильтровать жалобы данной категории и перенести их во вкладку «Журнал жалоб» информационной системы ЕРДР.

Работы по совершенствованию нормотворчества и системы продолжаются, оно будет вестись всегда, поскольку ЕРДР это относительно молодой продукт, которому всего 9 лет и по мере накопления информаций онопостоянно будет обновляться, модернизироваться, и приводится в соответствие с действующим законодательством, поскольку эта необходимость вызвана требованиями и веяниями современногомира и общественных отношений.

Еділ МҰРАТ,  

Старший преподаватель кафедры прокурорского надзора Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

By admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *